Обратная связь
В Петрозаводском архитектурно-строительном техникуме успешно завершилась программа повышения квалификации «Педагогика, психология и методика профессионального образования», которая была ориентирована на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области психолого-педагогического сопровождения, эффективной коммуникации и применения современных технологий текущего контроля.
Курсы объединили 15 преподавателей техникума, которые в течение месяца изучали три ключевых модуля: нормативно-правовые основы профессионального образования, психолого-педагогические аспекты работы с обучающимися, а также педагогику и современные образовательные технологии.
Интерактивное освоение технологий текущего контроля.
Особый интерес у слушателей вызвал модуль «Педагогика как наука» и «Технологии обучения в профессиональном образовании: технологии текущего контроля», который провели преподаватели Зинаида Борисовна Ефлова (доктор педагогических наук, исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия, старший методист Центра Развития образования ПГО РК, г. Петрозаводска) и Марина Николаевна Вершинина, старший методист техникума. Занятие прошло в интерактивном формате с использованием активных методов обучения.
Участники на практике опробовали такие техники, как:
- «Понятийное колесо» - для глубокого анализа базовых педагогических терминов «технология», «контроль» и «мониторинг».
- Работа в динамических парах («Партнёры по плечу», «Партнёры по лицу» и тд) для совместного решения кроссворда по педагогике.
- «Приятели по часам» (Clock Buddies) для обмена опытом по вопросам формирующего, мотивирующего оценивания и рефлексии.
- Современные приёмы обратной связи: психогеометрический тест, шкалирование, «оценочные лесницы» и «кубики».
Такой подход позволил не только получить теоретические знания, но и сразу апробировать инструменты, которые можно использовать на своих занятиях.
Итоговая аттестация: от теории к практике
Кульминацией курсов стала итоговая аттестация, которая прошла 1 декабря. Её формат – разработка и защита фрагмента учебного занятия – стал логичным завершением обучения. Педагогам предстояло создать технологическую карту 20-30-минутного фрагмента урока по своей дисциплине, интегрировав в него три ключевых элемента:
1. Приёмы эффективной вербальной и невербальной коммуникации.
2. Элемент текущего контроля с использованием изученных технологий (кроссворды, тесты, кейсы, приёмы сингапурской методики и др.).
3. Механизм конструктивной обратной связи с обучающимися.
В течение недели участники в группах и индивидуально готовили свои проекты. В день защиты преподаватели представили свои наработки. Темы фрагментов были самыми разными – от вводных занятий по строительным материалам до практикумов по инженерной графике, что продемонстрировало универсальность изученных подходов.
Экспертную оценку проектов проводили руководители программы и приглашённые специалисты. Работы оценивались по четырём критериям: соответствие целям занятия, обоснованность применения психолого-педагогических знаний, качество внедрения технологий текущего контроля и культура презентации.
«Было видно, что коллеги не просто механически выполнили задание, а творчески переработали полученные знания под специфику своих дисциплин, – отметила один из экспертов, Марина Николаевна Вершинина. – Защита превратилась в настоящий методический фестиваль идей».
Все слушатели успешно справились с итоговым испытанием и получили удостоверения о повышении квалификации.
Итоги и перспективы
Проведённые курсы стали важным шагом в непрерывном профессиональном развитии педагогического коллектива техникума. Полученные компетенции позволят преподавателям сделать процесс обучения более современным, интерактивным и результативным, что напрямую способствует повышению качества подготовки будущих специалистов.
Администрация техникума выражает благодарность лекторам – Н.О. Минко (заместителю директора по учебно-производственной работе ГАПОУ РК «Петрозаводский архитектурно-строительный техникум»), М.В. Романюк (психолога, заместителя директора по воспитательной работе МОУ «Лицей № 13» г. Петрозаводска), З.Б. Ефловой, М.Н. Вершининой – за высокий уровень организации учебного процесса, а всем участникам – за активную работу и творческий подход к обучению.