ГАПОУ РК «Петрозаводский архитектурно-строительный техникум»

г. Петрозаводск, ул. Мурманская, 30

Телефон

8 (8142) 74-55-50

Факс 8 (8142) 74-55-50

Эл. почта ptgh@onego.ru

 

 

«О роли практической подготовки в профессиональном становлении квалифицированного специалиста»

24 декабря 2024 г.

20 декабря в техникуме прошел Педагогический совет «О роли практической подготовки в профессиональном становлении квалифицированного специалиста», в котором участвовали администрация, преподаватели, мастера производственного обучения и другие педагогические работники, а также представители работодателей.

Целью мероприятия стало обобщение опыта реализации основных профессиональных образовательных программ в форме практической подготовки в ГАПОУ РК «Петрозаводский техникум городского хозяйства» для повышения качества подготовки квалифицированных кадров.

Практическая подготовка — это не просто перечень отдельных методик, технологий, приемов, это особый способ организации всех элементов образовательного процесса, это принципиально новый взгляд на то, как должно проходить обучение, это смещение акцентов с усвоения знаний (без их обесценивания) на осмысленное применение теории для решения учебных, учебно-профессиональных, профессиональных задач. Центральная идея очевидна: содержание учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик должно выстраиваться таким образом, чтобы студенты погружались в реалии профессиональной деятельности, осваивали функции, которые ее составляют, и ценности, на которых она строится.

Качественная практическая подготовка невозможна без перестройки образовательного процесса, без активного партнерства образовательных организаций и работодателей, без системного применения прикладных педагогических технологий и моделирования типовых производственных ситуаций. Но как это сделать? Как отойти от привычных, проверенных методов работы и начать осваивать новые образцы деятельности? Эти вопросы — своего рода вызов для сегодняшних педагогов.

Для участников педагогического совета были организованы площадки для проведения открытых уроков, интерактивных игр по разнообразным дисциплинам: «Математика», «Физика», «Информатика», «Геодезия и маркшейдерское дело», «Гражданское право и гражданский процесс», «Уголовное право», «Исполнительное право», «Техническая эксплуатация котельных установок», «Инженерная графика», «Этика и психология в профессиональной деятельности», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Электротехника и электроника», «Бережливое производство», мастер – классов по профессиям «Плотник» и «Маляр». В рамках этих мероприятий педагоги знакомились с организацией, формами и методами (технологиями) практической подготовки, вместе с обучающимися выполняли отдельные элементы работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

«Урок четко структурирован, все этапы прослеживаются, преподаватель ежеминутно способствует созданию атмосферы сотрудничества с обучающимися. Благодарю за огромное количество идей, которые можно использовать в работе» - поделилась Васюта Илона Геннадьевна об уроке с использованием личностно-ориентированного обучения по дисциплине «Этика и психология в профессиональной деятельности» по теме: «Собеседование» (преподаватель - Коваленко Маргарита Васильевна).

«Урок подготовлен на высочайшем уровне. Преподаватели сумели охватить широчайший спектр вопросов, связанных с работой в электронных таблицах, начиная от базовых функций и заканчивая продвинутыми инструментами, которые пригодятся в профессиональной деятельности. Дружелюбная и открытая атмосфера. Благодарим за положительные впечатления» - оставила отзыв Доронина Ксения Вячеславовна об уроке-игре «Знатоки электронных таблиц» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (преподаватели – Гостева Ирина Ростиславовна и Бобарова Елена Владимировна).

«Практико-ориентированный урок, где используется виртуальная лаборатория. Это интересный и полезный программный продукт, позволяющий использовать огромное количество приборов с разнообразными параметрами, заданиями разных уровней. Интересная организация образовательного процесса, где студенты выступали в паре с преподавателем и гостями, выступая в качестве наставника. Что дает возможность обучая и разъясняя преподавателю, систематизировать и актуализировать собственные знания, совершенствовать свои коммуникативные навыки. Огромное удовольствие от мероприятия и масса идей для своих уроков» - отметила Надежда Ивановна Вдовина об открытом уроке по дисциплине «Электротехника и электроника» по теме «Определение работы и мощности в цепи постоянного тока» (преподаватель Туниченко Лидия Викторовна).

По завершении открытых уроков и мастер-классов состоялось пленарное заседание, которое открыла Минко Наталья Олеговна, заместитель директора по УПР. Она сформулировала четкое понятие и ключевую задачу «Практической подготовки» — формирование у обучающихся компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности для быстрой и безболезненной адаптации на рабочем месте.

Шарупич Владимир Владимирович, директор по управлению персоналом АО «ПКС-Водоканал» и АО «ПКС-Тепловые сети», рассказал о формах сотрудничества с работодателями и организациями-партнерами при организации практической подготовки обучающихся.

Финальной точкой в освоении образовательной программы для студентов является прохождение государственной итоговой аттестации. ФГОС последнего поколения определяют демонстрационный экзамен как форму ГИА, который предусматривает проведение независимой экспертной оценки выполненных выпускником практических заданий в условиях реальных или смоделированных производственных процессов. С докладом на тему «Демонстрационный экзамен как ступень к успешному трудоустройству выпускников» выступила Романова Наталья Николаевна, заведующая отделением, председатель П(Ц)К преподавателей инженерных дисциплин (модулей).

Преподаватели Ляшков Павел Олегович,  Каримова Валентина Николаевна,  Яцишина Наталья Владимировна, Булаева Виктория Валерьевна поделились своим опытом по формированию профессиональных компетенций будущих специалистов в общеобразовательных дисциплинах, о практической подготовке будущих архитекторов, о роли производственной практики студентов, о значении исследовательской работы в подготовке будущих специалистов.

В связи с внедрением в России с 2022 года новой образовательной технологии Профессионалитет, подготовка квалифицированных кадров предусматривается за более короткий срок обучения. О реализации учебной практики при сокращенном сроке обучения и специфике ее организации на отделении ППКРС поделилась Троценко Ирина Владимировна, заведующая отделением, руководитель МО мастеров производственного обучения.

Известно, что в профессиональном становлении квалифицированного специалиста играет не малую роль и участие студентов в чемпионатном движении, которое направленно на демонстрацию профессиональных навыков по наиболее массовым и востребованным компетенциям. Доклад о чемпионатах профессионального мастерства как инструменте развития профессиональных навыков обучающихся представила Городилова Ирина Анатольевна, заведующая отделением.

Конечно, подготовка квалифицированного специалиста – успешного выпускника техникума, невозможна без высококвалифицированных педагогических кадров. Успешный педагог – успешный студент.  Своим опытом профессионального роста как индикатора качества образования поделилась Пелля Ольга Михайловна, преподаватель, финалист Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года – 2024».

По окончании пленарного заседания Наталья Олеговна Минко подвела итоги и озвучила решение Педагогического совета.

Интересным окончанием Педагогического совета стало музыкальное поздравление всех коллег с Новым годом от молодых педагогов техникума.