ГАПОУ РК «Петрозаводский техникум городского хозяйства»

г. Петрозаводск, ул. Мурманская, 30

Телефон

8 (8142) 74-55-50

Факс 8 (8142) 74-55-50

Эл. почта ptgh@onego.ru

 

 

Моделирование производственного процесса: поиск и устранение потерь

6 ноября 2023 г.

2 ноября 2022 года в рамках декады предметно-цикловой комиссии преподавателей инженерных (дисциплин) модулей преподаватель Сидорова Анна Сергеевна провела открытый урок по Бережливому производству со студентами четвертого курса специальности «Водоснабжение и водоотведение».

Бережливое производство – это современная концепция управления производством на долгосрочной перспективе, направленная на оптимизацию всех процессов, уменьшение затрат и объемов отходов, поддержку инноваций, снижения потерь и сокращение времени создания конечного продукта.

На практическом занятии были поставлены следующие цели:

  • познакомить коллег с технологией имитационной деловой игры;
  • закрепить знания у студентов по теме «Потери»;
  • получить навык улучшения производственного процесса в реальных условиях;
  • способствовать развитию критического мышления у обучающихся;

Для отработки навыка определения и устранения потерь в рамках практической работы был организован производственный процесс по сборке изделия из конструктора. Каждый студент получил свою роль в создании итогового продукта:

  • Начальник склада - обеспечение рабочих мест необходимыми деталями. По заказу сборщиков выдавал нужные детали разной формы и цвета.
  • Сборщики – участие в производственной цепочке. Каждый из 8 сборщиков собирал часть изделия, пользуясь технологической картой, и передавал на следующий этап производств;
  • Начальник производства – получение заказа от покупателя. Ему необходимо было определить объем работ для сборщиков, следить за временем выполнения заказа и принимать решение в случае возникновения ситуаций.
  • Контроллер – проверка готовой модели на соответствие требованиям заказчика. Также после завершения процесса сообщал, в каком количестве и какой именно был допущен брак.
  • Заказчик - выбор модели из каталога производителя, контроль времени изготовления.

После проведения каждой итерации было организовано обсуждение проблем, и каждый участник процесса предлагал свои методы для улучшения процесса: расстановка рабочих мест последовательно, сортировка деталей на складе (убрать лишние и разделить детали по форме и цветам), добавление второго работника на склад, отказ от центрального склада в пользу запасов на рабочих местах и другие.

После проведения 5 итераций был достигнут необходимый результат – получение всего заказа без брака, скорость изготовления 1 изделия – 30 секунд, что соответствует требованиям заказчика.

«Инструменты бережливого производство можно применять на любом производстве, не важно конвейерный ли это процесс по сборке детали, или работа в офисе - улучшить можно всё. Если проанализировать свой день, вы увидите много потерь, которые мешают проводить его на 100% эффективно, поэтому проведение таких практических работ позволяет студентам получить профессиональные навыки, которые пригодятся им как в професиональной, так и в обычной жизни», - сказала Сидорова Анна Сергеевна.

«Мне очень понравилось, что всю работу мы организовали самостоятельно и сами принимали решения, так чувствуешь собственную важность и хочется совместными усилиями скорее достичь результата. После такой игры, я могу уверенно проанализировать разные процессы и определить их эффективность, что пригодится в будущем при работе на производстве», -отзыв студента Третьякова Даниила.

На открытом занятии присутствовала выпускница техникума, Лангуева Карина, которая также поделилась впечатлениями об уроке: «При проведении урока использовался игровой метод, а именно создание целого процесса. С каждой новой сборкой студенты выявляли рабочие потери по которым производство деталей шло медленно и пытались найти решения для улучшения изготовления деталей. Например, экономию площади достигли путём правильной и продуманной организацией рабочего процесса, благодаря чему произошло сокращение времени на сборку изделия. Я работаю в АО «ПКС-Тепловые сети», где много внимания уделяется бережливому производству и его инструментам, поэтому очень замечательно, что его основы студенты изучают уже в техникуме. В целом урок получился плодотворным, с хорошей рабочей обстановкой, доброжелательной атмосферой и своей цели он достиг».