В рамках акции «Неделя без турникетов» студенты второго курса Петрозаводского техникума городского хозяйства по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение», а так же преподаватели Луцова Алина Александровна и Попова Антонина Сергеевна посетили Институт водных проблем Севера Карельского научного центра Российской академии наук (ИВПС КарНЦ РАН).
Немного из истории института: Институт был образован в 1991 г. на базе Отдела водных проблем Карельского филиала Академии наук СССР (ОВП КФ АН СССР), основанного в 1946 г. Он включал в себя 6 лабораторий (гидрологии, гидрохимии, гидробиологии, водохозяйственных исследований, гидрогеологии и гидрологии водосбора, географических информационных систем) и стационар в дер. Вендюры. С начала 2000-х годов в Институте проводятся работы по изучению влияния климата на водные экосистемы. В последние годы проводится работа по созданию атласов водных объектов, начаты исследования по разработке экспертной системы, включающей классификацию и типизацию озер Севера России. В настоящее время в ИВПС при участии Института геологии КарНЦ РАН и ИНОЗ РАН заканчивается работа по созданию Атласа Онежского озера – как результат многолетних исследований сотрудников Института, продолжается создание «Атласа озер Карелии». В настоящее время в Институте насчитывается около 80 сотрудников, имеются современно оборудованные лаборатории, НИС «Эколог» класса «река-море». Все это позволяет проводить исследования на самом современном уровне.
Экскурсию по институту проводила руководитель лаборатории гидробиологии Наталья Михайловна Калинкина. Свой рассказ Наталья Михайловна начала с карты нашей республики, обратила внимание ребят на то, какое количество озер и рек характерно для нашего региона. Но, к сожалению, только малая их часть пригодна для питья. Это связано с тем, что наши воды имеют высокую цветность и малую прозрачность. Задачами института является изучение состава рек и озер, сохранение водных ресурсов и предотвращение цветения водоемов. Для выполнения этих задач используется современное оборудование и техника для совершения экспедиций. Все результаты экспедиций оцениваются экологами в лабораториях гидробиологии.
«Наталья Михайловна настолько вдохновила меня своим рассказом, что я еще больше полюбила свою специальность. Проблема сохранения водных ресурсов сейчас является одной из наиболее актуальных, и мы как специалисты «Водоснабжения и водоотведения» обязаны способствовать ее решению. Я рада, что побывала в таком замечательном месте, где сотрудники действительно горят своим делом», - рассказала свои впечатления Алина Александровна.
«В ходе экскурсии мы побывали в нескольких лабораториях, в том числе лаборатории микробиологии. Увидели образцы микроорганизмов из последний экспедиции, познакомились с представителями очищающими воды наших озер и рек, а именно «Рачками». Узнали многое о проблемах водных ресурсов Карелии и борьбе с ними. Экскурсия была увлекательная, познавательная и очень интересная», - поделилась Антонина Сергеевна.
Отзывы ребят об экскурсии:
- «Экскурсия была интересной. Многое мы знали, например, что в Карелии много озëр и рек, но только несколько озëр пригодны для питья. Нам показали рачков и дафний, которые могут обитать в воде. Показали устройство, с помощью которого можно определить прозрачность воды.»
- «Мне очень понравилась экскурсия, на которой я была со своей группой и преподавателем, нам показали некоторые очень интересные приборы, а так же я смогла увидеть своими глазами маленьких рачков, за которыми следят уже 15 лет.»
- «На экскурсии я узнала о новом направлении, связанном с моей специальностью. Нам много рассказали о воде, о проблемах воды, с которыми разбираются в данном заведении. Показали и рассказали об оборудований их лабораторий и разрешили посмотреть в микроскоп с двадцатикратным увеличением. Это была полезная экскурсия и нам удалось проникнуться в атмосферу лабораторных исследований.»
Выражаем благодарность за помощь в организации экскурсии, а также за интересный и познавательный рассказ об институте Наталье Михайловне Калинкиной, руководителю лаборатории гидробиологии.