26 декабря 2022 в техникуме под руководством заместителя директора по методической работе Дианы Асхатовны Савицкой прошел Методический совет «Воспитательный компонент учебного занятия как ценность образовательной деятельности преподавателей техникума» обозначил актуальную сейчас, но долгое время пребывавшую в забвении тему воспитания на учебном занятии.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет понятие «образование» как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения», ФГОС требует Рабочие программы воспитания для каждой основной профессиональной образовательной программы, планы или технологические карты учебных занятий содержат воспитательные цели для каждой темы, а рабочие программы дисциплин, курсов, модулей выпадают из этой логической цепочки. Они «молчат» о воспитательном компоненте дисциплины, курса, модуля. Методический совет призвал решить эту проблему простым способом – в раздел «1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины» добавить воспитательный компонент и отразить его реализацию через содержание, методы обучения и фонды оценочных средств.
На подготовительном этапе работы участники распаковывали содержание личностных результатов Рабочих программ воспитания и находили в них общие нравственные и гражданские ценности: ответственность, целеустремленность, понимание будущего, отечество, профессия, наследие, гуманность, законность, уважение к человеку труда и др.
Следующим моментом в работе Методического совета было то, что надо было выявить, через какие средства воспитания преподаватель транслирует эти ценности. Были обозначены следующие:
- личность преподавателя
- образовательная среда (кабинет, мастерские, лаборатории)
- образовательная среда (техникум)
- оценивание и педагогическая рефлексия
- информационно-коммуникационные технологии.
На заключительном этапе работы Методического совета участники подробно разобрали каждое средство воспитания, презентовали свое вИдение, после чего пришли к выводу, что от первого - личности преподавателя - зависят все остальные средства воспитания. То, в каком они состоянии находятся, что в них вкладывается, как используются и используются ли вообще, - все это большей частью определяет преподаватель.
Таким образом, Методический совет показал суть воспитательной компоненты учебного занятия и путь его реализации.
Благодарим МАУ ДПО Петрозаводского городского округа «Центр развития образования» https://cro.karelia.ru/ и лично старшего методиста Зинаиду Борисовну Ефлову, д.п.н. за оказанную методическую помощь в подготовке Методического совета.
С материалами можно ознакомиться здесь: https://ptgh.onego.ru/13090/52338/