ГАПОУ РК «Петрозаводский техникум городского хозяйства»

г. Петрозаводск, ул. Мурманская, 30

Телефон

8 (8142) 74-55-50

Факс 8 (8142) 74-55-50

Эл. почта ptgh@onego.ru

   Контакты: перейти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сквозная нить судьбы – Петрозаводский строительный техникум

26 ноября 2019 г.

Эдуард Александрович и Тойни Ивановна Фаликовы

Для многих в Петрозаводске Строительный техникум стал связующей, судьбоносной нитью. В детстве мне казалось, что всё вокруг – это сплошной Строительный техникум, плавно перетекающий в проектный институт «Карелгражданпроект» и близко соседствующий с факультетом промышленно-гражданского строительства Петрозаводского университета.

Моя мама, Тойни (Антонина) Ивановна Икконен (в замужестве – Фаликова), из ингерманландской семьи, натерпевшейся в 40-е годы ужасов не только военных и оказавшейся в Карелии отнюдь не добровольно. В 1958 г. поступила в Строительный техникум без экзаменов, как круглая отличница. Для неё, очень активной и любознательной, техникум стал настоящей путёвкой в жизнь. Сколько помню себя, столько помню мамины рассказы о студенческой жизни, преподавателях, об одногруппниках. В наших альбомах хранятся студенческие письма, фотографии: в учебном корпусе на ул. Энгельса, в общежитии на ул. Кирова, студенты и преподаватели, на занятиях, на праздниках, в походах, на соревнованиях. Но нет и не было, к сожалению, общей выпускной фотографии. Пусть вместо неё будет список группы № 49 (специальность «Промышленное и гражданское строительство», выпуск 1962 г., заранее прошу прощения за возможные неточности и пропуски имён в списке): Арестова Валентина Матвеевна, Беляков Владимир Васильевич, Близнецов Анатолий Дмитриевич, Бульба Любовь Яковлевна, Волков Виктор Васильевич, Владимиров Владимир Григорьевич, Герман Эрик Михайлович, Голубева Людмила Алексеевна, Голобурдина Татьяна Михайловна, Горелов Юрий Григорьевич, Зубочекьян Анатолий Леонидович, Икконен Тойни (Антонина) Ивановна, Калинина Екатерина Васильевна, Кийски Тойво Иванович, Кобелева Татьяна Михайловна, Ковалёва Валентина Дмитриевна, Козак Ванда Леонтьевна, Крылов Владимир Иванович, Кучинский Иван Васильевич, Машкоев Николай Александрович, Меньшакова Ирина Николаевна, Наседкина Раиса Ивановна, Пирогова Антонина Васильевна, Полетухин Виктор (?), Попова Валерия Арсеньевна, Рыженков Валентин Владимирович, Рябова Валентина Ивановна, Столыбко Александр Николаевич, Суетин Геннадий Михайлович, Тараев Борис Гаврилович, Тахаев Иван Николаевич, Фомин Феодосий Александрович, Ш(Щ?)ипяков Николай Дмитриевич, Яковлев Анатолий Борисович, Яковлев Юрий Ильич.

Состав группы № 49 был типичным для выпусков тех лет – дети войны. Разновозрастной: 10 человек «взрослых» – от 18 до 20 лет, из них двое отслужили в армии; большинство – сразу после «семилетки», по 14-15 лет. Примерно половина – петрозаводчане, остальные – из районов Карелии, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Вологодской, Тамбовской, Ярославской областей. Сумели сдружиться, сплотиться и прожили 4 года вместе очень ярко и интересно. Устраивали вечера, ходили в походы, мальчишки сплавлялись на плотах по реке Шуя. Отстающих в учебе не было, все старались, помогая друг другу. Валентин Рыженков – очень умный, эрудит, книгочей. Саша Столыбко – гармонист. Эрик Герман хорошо рисовал, оформлял стенды. Толя Яковлев – спортсмен, боксёр, на студенческих вечерах всегда защищал одногруппников. Лера Попова и Валя Рябова – тоже спортсменки, лыжницы, занимали первые места в соревнованиях. Тойво Кийски – верный друг, человек с цельной, чистой душой – прекрасно знал и любил природу, лес. Юра Горелов (наш любимый Юрий Григорьевич, нашедший маму спустя много-много лет) тогда стремился всех сфотографировать и оставить память. Почти все фотографии группы – его заслуга. На фотографиях – молодые лица, счастливые, красивые. За каждой фотографией – своя история, характер. Вот вся группа на крыльце учебного корпуса на ул. Энгельса, наверное, после занятий собираются домой. Те, что жили в общежитии на ул. Кирова, часто делали крюк и шли через площадь Ленина. Там, на крыльце нынешнего Министерства культуры РК крутили хвосты знаменитым львам. Сейчас это невозможно – хвосты приварили. А тогда узнавали сразу: хвосты вверх – значит, «наши прошли» (дети!). Однажды Тойво Кийски опоздал на урок, потому что, свернув на площадь Ленина, услышал по репродуктору первое объявление о полёте Юрия Гагарина, а потом сообщил эту новость в техникуме под всеобщее ликование.

Половина имен (если не больше) в статьях, опубликованных на сайте к 75-летию техникума, хорошо знакома маме. Сколько она хранит добрых и благодарных воспоминаний о преподавателях!

Ростислав Александрович Рооп, любимый и вездесущий директор, с исключительной, какой-то родительской заботой относившийся ко всем студентам. В техникуме царил порядок, потому что директор присутствовал везде. Каждое утро (в 6 часов) он приходил в коридор общежития, где вместе с гармонистом Сашей Столыбко «играл подъем» для всех обитателей. Проспать не было шансов, на занятия утром не опаздывали. Особое внимание Ростислав Александрович уделял тем, кто из бедных деревень, из многодетных семей, сиротам, помогал им при первой возможности, в том числе и с трудоустройством. И конечно, все студенты запомнили не только его уроки математики, но и фронтовые рассказы, детальные, точные (особенно – о форсировании Днепра).

Армас Иванович Робонен. Его отличало очень чуткое отношение к студентам. Никогда не отказывал в помощи по своему предмету, оставался на консультации в любое время. Студенты не боялись обращаться к нему с вопросами. А предмет у него был едва ли не самый трудный – теоретическая механика (сопромат и прочие прелести). Предмет свой преподавал так ясно и доступно, что сложность материала преодолевали все.

Развитие спорта и общей культуры серьёзно поддерживали в техникуме в то время. Поддерживалась деятельность талантливых и увлеченных преподавателей-организаторов. Всячески помогали студенческим командам и творческим группам. Например, участников спортивных команд и агитбригад обязательно кормили в столовой бесплатно (по талонам) в период подготовки к соревнованиям и выступлениям (это было очень важно для бедных студентов, особенно приезжих, из деревень).

Александра Никитична Чехунова и Николай Семёнович Чехунов – преподаватели физкультуры (тогда предмет назывался «Физическое воспитание»). Николай Семенович успешно готовил команды техникума к участию во всех городских спортивных состязаниях и соревнованиях между техникумами, к лыжным соревнованиям, разным видам легкоатлетических. 2 мая 1961 г. команда техникума завоевала II место в городской Первомайской эстафете (от набережной в р-не пр. Ленина, мимо Северной гостиницы и до пл. Кирова – бежали девочки, у мальчиков дистанция была сложнее).

Ольга Ивановна Коломоец (преподаватель Истории СССР) организовывала все культурно-массовые мероприятия. Благодаря её организаторскому таланту и энергии Строительный техникум был достойно представлен на всех общегородских сценах и праздниках. Она формировала и обучала агитбригады, создала студенческую танцевальную группу и студенческий хор. Нашла и пригласила профессионального хормейстера и баяниста. Специально приглашала артистов Музыкально-драматического театра для обучения танцевальной группы основам хореографии. Находила солистов и руководителей творческих групп среди студентов. В конце 50-х гг. руководителем танцевальной группы была студентка Ядвига Калистратова, потом – моя мама. Гармонистом на всех мероприятиях был Михаил Базанков. Солисткой студенческого хора – Жанна Зотова (после выпуска работала в «Карелгражданпроекте»). Ольга Ивановна трогательно заботилась об участниках творческих коллективов (об их  питании, бытовых условиях), тщательно и серьезно готовила костюмы к каждому выступлению (заказывала их у профессиональных портных и обувных мастеров). Оформление колонны Строительного техникума во время демонстраций, массовых шествий всегда было очень ярким, запоминающимся. И это тоже – заслуга Ольги Ивановны. Сохранились фотографии таких шествий: колонна Строительного техникума со знамёнами на Первомайской демонстрации (1960 г.), а в центре колонны, на помосте, юноша и девушка с поднятым над головой макетом ракеты в руках; колонна техникума на городском празднике «Проводы зимы» (1961 г.) – в центре, на помосте, студентка в костюме Весны, с большим букетом цветов.

Нина Алексеевна Владимирская, вела русский язык и литературу, организовывала литературно-театрализованные вечера. В сценарий обязательно включались выступления студентов с выразительным чтением наизусть литературных произведений: например, большого (огромного!) фрагмента из рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Завершались вечера выступлением агитбригады, танцевальной группы.

Лидия Арсентьевна Донских (преподаватель истории), родом из Ярославля, очень открытый и доброжелательный человек. Её любили студенты за искренность. Она ходила с гр. 49 в турпоход по маршруту: Петрозаводск – Марциальные воды – Гирвас – Водопад Кивач – Кондопога. Именно ходила, пешком, теряя каблуки. Вместе со студентами  готовила на костре, ночевала в палатках, переплавлялась на лодке через озеро и вволю накормила комаров. Из Кондопоги довольные студенты с Лидией Арсентьевной возвращались в Петрозаводск уже на автобусе. Сохранились фотографии этого «марш-броска». В Марциальных водах: группа студентов с преподавателем на тогда ещё существовавших развалинах кирпичных сооружений петровских времен. На привале: Лидия Арсентьевна в клетчатом платочке, вокруг серьёзные  студенты, и все вместе решают, оторвать последний целый каблук или нет.

Алексей Герасимович Барышников вёл художественные дисциплины, интеллигентный, увлеченный своим предметом преподаватель, искренне желающий передать не только мастерство, но и уважение к предмету всем студентам.

Фарид Измайлович Рехмуков в гр. 49 вел дипломное проектирование (например, у Раи Наседкиной), но при этом обращал внимание на работы всех студентов, не только своих «дипломников», выделял сильные и слабые стороны, подсказывал, как решить создавшиеся в процессе проектирования проблемы.

Николай Степанович Тимин (преподавал технормирование и сметы, технику безопасности и противопожарную технику), выпускник Строительного техникума, очень сдержанный человек, серьёзный, знал и вёл свой предмет на основе богатейшего практического опыта.

Терхо Тойвович Уйтти преподавал «Рисунок» и «Начертательную геометрию» (в ведомости писали «Черчение и рисование»). Отмечал все нюансы работ. Был требовательным, но никогда не повышал голос. Очень доступно объяснял. Спортсмен, в 70-е гг. летом ежедневно пробегал дистанцию до 10 км.

Владимир Тихонович Раков руководил дипломными проектами. Специалист высокого класса, образованнейший человек, умница. Замечательно читал лекции, слушали его всегда с большим вниманием. Высокий, красивый, седовласый, лёгкий в движениях, очень доброжелательный и обаятельный. Был руководителем маминого дипломного проекта. Перед защитой, чтобы поддержать дипломницу, сказал: «Ну, мадемуазель, не волнуйся!». Забрал все материалы проекта, сам всё развесил и объявил, кто будет защищаться. Счастливая дипломница защитилась на «отлично».

А тему диплома Владимир Тихонович предложил своей студентке серьёзную («Промышленное здание: завод бумагоделательных машин»), после преддипломной практики на строительстве в Северной промзоне Петрозаводска. Руководил практикой  прораб «Жилстройтреста» Юрий Михайлович Ковин, тоже выпускник Строительного техникума. Мама взяла за основу выпускного проекта один из производственных корпусов строящегося завода (этот завод, конечно, давно построен недалеко от Соломенного).

В 1962 г. гр. 49 закончила обучение, все защитили дипломы и разъехались. Ванда Козак вернулась в Белоруссию. Меньшакова Ира уехала в Ленинград. Горелов Юра, Волков Витя и Близнецов Толя попали на Новую землю. После выпуска строителями работали почти все. Мама по распределению оказалась в Беломорске, работала в СМУ сначала нормировщиком, а через два месяца уже мастером (заслужила две благодарности с занесением в Трудовую книжку). Там и познакомилась со студентом выпускного курса факультета ПГС нашего университета Эдуардом Фаликовым, проходившим преддипломную практику в том же СМУ в качестве мастера на строительстве холодильника базы Гослова, где впоследствии разгружались рыболовецкие суда.

Вскоре мои будущие родители вернулись в Петрозаводск. С этих пор вся дальнейшая профессиональная судьба мамы была связана с институтом «Карелгражданпроект» (с 1993 г. – ТОО «Карелпроект»).

В детстве я довольно долго считала, что все инженеры-строители и архитекторы в городе учатся именно в Строительном техникуме, а потом либо остаются преподавать в том же техникуме или на факультете ПГС в университете, либо отправляются работать в проектные мастерские «Карелгражданпроекта». И немудрено: в нашем доме, когда речь шла об этих трех организациях, звучали одни и те же имена. Потом выяснилось, что чуть ли не половина сотрудников «Карелгражданпроекта» – выпускники или преподаватели техникума. Вот лишь некоторые имена. Николай Владиславович Куспак преподавал в Строительном техникуме «Архитектуру гражданских и промышленных зданий», в «Карелгражданпроекте» работал архитектором, руководил группой в мастерской № 4. Эрнст Владимирович Воскресенский был архитектором в «Карелгражданпроекте», преподавал в техникуме и на ПГС. Далёкая от суеты и мелочных интересов, поглощённая архитектурным миром Эмилия Андриановна Тентюкова также преподавала в техникуме, работала в «Карелгражданпроекте» архитектором. Ляля Калимулловна Мунасыпова преподавала в техникуме, была  архитектором во 2-й мастерской «Карелгражданпроекта». Элеонора Григорьевна Яловицына работала во 2-й мастерской «Карелгражданпроекта», преподавала в техникуме.

Несколько десятков имен только в одном списке учащихся дневного отделения Строительного техникума также связаны с историей и деятельностью «Карелгражданпроекта». Архитекторы, инженеры, вертикальщики, сметчики. Среди них Анна Ивановна Касьянова (в девичестве Иванова). Они с мамой учились в одно время в техникуме, занимались в одной танцевальной группе, потом дружили семьями. Муж Анны Ивановны – Анатолий Иванович Касьянов – тоже выпускник Строительного техникума. Нина Петровна Фадеева много лет руководила маминой группой во 2-й мастерской. Лео Иванович Киуру был руководителем мастерской №1 в «Карелгражданпроекте». Николай Андреевич Савин – руководителем мастерской №2. Коллеги, с которыми мама  познакомилась в первый день работы в институте, – Станислав Павлович Дворжитский, Александр Александрович Строганов. Николай Александрович Хотяков, так же как и мама, работавший во 2-й мастерской. Все они – выпускники Строительного техникума

Ещё мне представлялось в детстве, что всю эту армию инженеров и архитекторов прямиком из Строительного техникума (иногда через факультет ПГС Петрозаводского университета) ведет за собой на трудовое ристалище даже не директор, а Вячеслав Петрович Орфинский (также выпускник Строительного техникума). Что бы ни обсуждалось из профессиональных проблем или событий, обязательно упоминалось его имя. Он всегда был или в центре всего, или в первом ряду. Даже на фотографиях, сохранившихся в нашем альбоме. Особенно поражала моё детское воображение открытка, которую сотворили (от глагола «творить», со значением «создавать произведение искусства») мужчины отдела жилищно-гражданского проектирования «Карелгражданпроекта» (архитекторы, конструкторы и др. специалисты) для своих коллег-дам к 8 марта. На обороте открытки обращение: «Боевая подруга, маршал наших сердец…», и далее – поздравление в стихах. В основе юмористического сюжета рисунка – «Бурлаки на Волге» И. Репина. Бурлаками предстали все мужчины отдела (19 человек, и среди них есть выпускники Строительного техникума), каждый со своим неповторимым и узнаваемым характером: кто с авоськой, а в ней бутылка молока; кто с фотоаппаратом, кто падает, кто теряет ботинки, кто гармошку с развернутыми мехами тащит за собой … Тянут они из последних сил в безветренную погоду перегруженный парусник, в котором цветы, подарки, музыкальные инструменты (гитары, балалайки), рулоны проектов и программ праздника… А самый мощный бурлак, «коренник» в первом ряду, конечно, В.П. Орфинский – и корабль тянет за собой, и всех изнуренных соратников. Так и рисовался он в моём воображении каким-то богатырём, Ильёй Муромцем. Когда на первом курсе филфака Петрозаводского университета начался набор в группу подготовки экскурсоводов для музея «Кижи», записалась, долго не раздумывая, потому что вводные лекции о значении и особенностях деревянного зодчества читал Вячеслав Петрович. Постепенно колоссальное значение деятельности В.П. Орфинского для Карелии, нравственное влияние его личности на окружающих осознала и я в полной мере. Но при этом есть ещё и какое-то очень непосредственное восприятие этого человека, благодаря маме.

Для мамы Вячеслав Петрович стал первым начальником в «Карелгражданпроекте». В апреле 1965 г. (ещё в здании института на ул. Кирова) он принял молодого специалиста в свой отдел (ОЖГП), долго присматривался, но окружил вниманием и заботой. Определил к наставнику и сразу включил в яркую и многогранную жизнь проектного института, в которой кроме профессиональной сферы (с серьезными исследованиями, масштабными проектами и кропотливой работой) были: походы, сенокосы, экспедиции, капустники, спортивные соревнования (прыгали, бегали, играли в футбол, волейбол, участвовали в лыжных гонках, в гонках на лодках, за замечательно незаметный вес маму взяли рулевым в лодку В.П. Орфинского). Вячеслав Петрович был главным вдохновителем и организатором всех праздников, концертов в отделе. Увлекал своим азартом всех сотрудников. Бегал по утрам по набережной, успевая забегать по пути к тем, кто вовремя не вышел на дистанцию. Удивительно обаятельный и яркий, он находил ключик к душе каждого человека. О таком начальнике можно только мечтать!

Мама была принята в «Карелгражданпроект» на должность техника-конструктора, а уже через год, в 1966 г., была переведена на должность старшего техника, в 1967 г. – переведена на должность инженера, в 1973 г. – на должность старшего инженера. Строительный техникум давал своим воспитанникам очень качественное профессиональное образование, позволявшее достойно, на высоком уровне справляться не только с обязанностями нормировщика, мастера, техника, прораба, но и с инженерными должностями, развиваясь при поддержке ведущих специалистов головного проектного института Карелии, каким был тогда «Карелгражданпроект» – настоящий «институт повышения квалификации». В «Карелгражданпроекте» мама прошла путь от техника до инженера I категории. В Трудовой книжке сохранилось много записей о Благодарностях и Почетных грамотах: благодарности за хорошую работу, высокие трудовые показатели, досрочный выпуск проектов и др.; благодарности и премии как передовику производства; 5 благодарностей с занесением на Доску почёта; 3 Почетные грамоты института за активную и многолетнюю работу, за добросовестный труд. Добавлю, что мама была донором республиканского значения (она часто помогала нашей Респбликанской больнице в экстренных случаях, ночью). Приказом Верховного Совета КАССР от 13.04.1990 г. ей присвоено почетное звание «Ветеран труда» с вручением медали.

Мой папа, Эдуард Александрович Фаликов, из семьи главного механика Беломорско-Онежского пароходства Александра Николаевича Фаликова. Начинал свою трудовую деятельность в 17 лет на Онежском техническом участке Упр. Беломорско-Балтийского канала, потом – на Петрозаводской Ремонтно-эксплуатационной базе БОП электромонтёром. Учился сначала заочно, а в 1960 г. перевелся в Петрозаводском государственном университете на очное отделение факультета промышленно-гражданского строительства. После преддипломной практики защитил на «отлично» дипломный проект на тему «Проект холодильника на 500 тонн рыбы с применением местных строительных материалов», окончил полный курс обучения и получил диплом Петрозаводского государственного университета по специальности «Промышленное и гражданское строительство» с присвоением квалификации инженера-строителя.

Судьба связала отца со Строительным техникумом почти сразу после защиты диплома. С 1 августа 1964 г. он был назначен в техникум штатным преподавателем по промышленным и гражданским зданиям (принимал его тогда ещё Р.А. Рооп), однако проработал недолго, т.к. уже в конце ноября 1964 г. был призван в ряды Советской армии.

В армии и после армии, в течение почти 9 лет отец прошёл большую школу строителя-практика (от мастера до главного инженера; заслужил благодарности и поощрения за высокие производственные показатели и рационализаторские предложения). В 1965 г. был принят на должность мастера в Строительно-монтажное управление №2 «Жилстройтреста»; в 1966 г. – переведен на должность прораба; в 1968 г. – принят по переводу на должность главного инженера в Пудожскую ПМК-116 «Жилстройтреста»; в 1969 г. – зачислен по переводу на должность старшего инженера СПУ и НОТ в «Жилстройтрест»; в 1970 г. – переведен на должность старшего инженера производственного отдела «Жилстройтреста»; в 1971 г. – назначен главным инженером Карельской ПМК.

В апреле 1973 г., по письму Петрозаводского строительного техникума, папа был переведен из Карельской ПМК и принят на работу в качестве заведующего учебно-производственными мастерскими техникума, а в феврале 1974 г. переведён уже на преподавательскую работу.

Прекрасно знавшему строительное производство, специалисту-практику высокого класса, папе нужно было самому писать лекции, готовиться к занятиям. Родители ко всему подходили серьезно. В нашей маленькой квартире сумели выделить с помощью шкафа небольшую «комнату», поставили туда письменный стол с лампой, стул: там папа готовился к занятиям по вечерам и ночью… И вся наша жизнь изменилась. Отец постоянно либо на занятиях в техникуме (очники, заочники, вечерники), либо на учебной или производственной практике (геодезической и не только), либо в стройотряде (летом), либо в совхозе (в сентябре).

В семье хранятся его записные книжки, «учительские» блокноты (маленькие, чтобы помещались в кармане) и рукописи. В одной подборке: тексты лекций, планы практических, списки тем курсовых (I семестр) и дипломных (II семестр) проектов, тетрадь посещаемости, тетрадь успеваемости, перечень консультаций, заметки о результатах зачетов, экзаменов, списки предметной литературы, дневники и календарные планы производственной практики. Выходя со студентами на практику, папа вёл записи ещё и в блокнотах: о  ходе и итогах работы каждого студента, списки «прогульщиков» и  «передовиков». СМУ, Ф.И.О. бригадира и студента, номер группы, объект, по датам - виды выполняемых работ (монтажник или кирпичная кладка, или «переведен на такой-то этаж», или работает «на земле» и т.п.). Если рядом есть лаконичный комментарий «вопросов нет», значит, всё хорошо, практикант – молодец. В другой подборке рукописей: планы работы классного руководителя с группой, сроки представления индивидуальных планов учащихся к Ленинскому зачёту,   состав и тематика кружка технического творчества, календарные графики по годам, преподавательская нагрузка и сроки отчетности по направлениям, недельные расписания уроков по группам, по числителю и знаменателю, с 8.30 до 15.50 (заканчивался 8-й урок) с перерывами по 5 и 10 минут, большим перерывом с 11.50 по 12.30.

Восстановить по этим записям папину нагрузку за все годы работы в техникуме полностью и точно (со всеми названиями и часами) сложно. Из года в год повторяются – «Организация строительства» (привожу формулировки названий предметов в личных записях отца; в данном случае, вероятно, «Технология организации строительного производства» – ТОСП), «Охрана труда», «Современные технологии» (вероятно, «Современные технологии организации строительства» – СТОС), геодезическая практика (выделялась всегда особо), другие учебные, производственные и преддипломная практики (даются в записях по датам и часам, без названий). По «Организации строительства» и «Охране труда» сохранился почти полный комплект материалов, а также разрозненные материалы и полный комплект практических занятий по темам и содержанию, близким к тому, что сейчас представлено в разных модулях профессиональных дисциплин; есть цикл лекций, связанный с плотничными работами. Темы «Организации строительства»: «Строительные работы и организация труда», «Строительные работы и нормирование труда», «Календарные планы», «Сетевой график», «Строительный генеральный план», «Определение эффективности строительного генерального плана», «Типовые технологические карты» и т.д. Поурочное планирование по «Современным технологиям» дано подробно: с тезисами, заданиями и спланированным опросом, письменными опросами по вариантам. Практические занятия с задачами, решениями, комментариями, примерами, проблемами-сложностями («Расчет состава бригад и звеньев для работы на объекте», «Способы расчета сетевых графиков с таблицей расчета параметров сетевого графика», «Корректирование сетевого графика по времени», «Каменные работы», «Бетонные и железобетонные работы», «Земляные работы», «Свайные работы» и др. Формулы, расчеты…). Карточки с индивидуальными заданиями. Журналы (были такие у преподавателей, в мягкой обложке, без листа отметок). В журналах - номера занятий и групп, даты, темы по разделам, часы, домашние задания. В блокнотах и тетрадях – десятки тем курсовых и дипломных проектов (разделённых на списки для групп после 8 класса, для групп после 10 класса, для заочников; везде - с указанием паспорта типового проекта, Ф.И.О. студента, номера группы, даты выдачи темы, сроков выполнения и другими комментариями об особенностях проектного решения): «Государственный архив на 500 тысяч  единиц хранения со стенами из кирпича», «Девятиэтажный двухсекционный крупнопанельный жилой дом на 54 квартиры», «Цех железобетонных изделий», «Универсальное административное здание из кирпича на 200 сотрудников», «Здание Райкома КПСС со стенами из кирпича», «Сельский клуб с залом на 300 мест», «Картофелехранилище ёмкостью 2000 тонн с хранением в контейнерах», «Прачечная спецодежды производительностью 750 кг. в смену», «Казарма военизированной охраны» и др.

Тем, кто связан с педагогической деятельностью, структура всех этих записей, их содержание расскажет многое об учебном процессе в целом и особенностях работы  моего отца в качестве преподавателя (тщательность подготовки, системность и логичность изложения и структурирования материала, стремление расставить акценты и уточнить сопутствующие детали, требовательность к себе).

Преподавательская деятельность радовала отца, приносила моральное удовлетворение – это было видно. Все чаще звучало пояснение при приветствиях на улице: «Это мой студент». Студенты стали появляться в доме – приходили на консультации, их называли «курсовики» и «дипломники». Отец всегда спокойно, терпеливо, подробно объяснял. Иногда и мама не могла удержаться и азартно подключалась к обсуждению студенческого проекта. Помню такие картины: три головы, склонившиеся над чертежом, разложенным на нашем самом большом столе.

Отец разрабатывал со студентами действующие макеты монтирования строительных конструкций (макеты были представлены в музее Строительного техникума), придумывал и конструировал технические учебные тренажеры (своеобразные тесты на основе электрических схем), участвовал в конкурсах и инженерных выставках. В трудовой книжке отмечены лишь некоторые его достижения.

В 1984 г. отец был награжден Почетной грамотой Министерства промышленного строительства СССР за достигнутые высокие результаты  в повышении эффективности и качества воспитательной и учебной работы, подготовку кадров. В 1977 г. – Знаком «Победитель социалистического соревнования 1976 года». В 1983 г. – Дипломом «Лауреат VII Республиканской выставки научно-технического творчества молодёжи». В 1996 г. отцу было присвоено  почётное звание «Ветеран труда».

Он многократно награждался Почетными грамотами: за подготовку кабинета к Всесоюзному совещанию преподавателей Минпромстроя СССР (1983 г.); за достигнутые высокие показатели в труде, успешное выполнение соц. обязательств и за активное участие в общественной жизни СМУ-1 ББК (1981 г.); за активное  участие в общественной жизни республики и высокие производственные показатели в III трудовом семестре (1983 г., Почетная грамота Карельского Обкома ВЛКСМ); за активное участие в военно-патриотической и оборонно-массовой работе (1984 г.); за большой вклад в дело коммунистического воспитания и обучения молодежи (1984г.); за добросовестный труд на уборке урожая  в совхозе «Застава» (1977г.)

Многочисленные благодарности, зафиксированные в его трудовой книжке (иногда и премии), отражают всю палитру жизни техникума: благодарности - классному руководителю группы за 100% успеваемость, за активное участие  в выставке технического творчества, за активное участие в перестройке учебного процесса, участие в учебно-методической и воспитательной работе, по итогам соц. соревнования, по итогам  учебного семестра, за работу по кабинету, за активное участие в военно-патриотическом воспитании молодёжи, оборонно-массовой работе, за добросовестный труд и достигнутые успехи.

Преподавательская работа – нелёгкий хлеб. Но никогда я не слышала от отца  сетований, резких оценок в адрес студентов. Всё и всегда очень спокойно, терпеливо, доброжелательно. Только когда я собралась на филфак (с перспективой преподавательской судьбы), посмотрел на меня скептически, на мою внушительную фактуру в метр с кепкой и сорок четыре полновесных килограмма, но и тут ничего не сказал. Когда я стала понимать всю «сладость» преподавательской доли (уже на первой педагогической практике) и решила «уточнить» слушаются ли студенты в техникуме, кратко ответил: «Бывает, не слушаются». И всё, без комментариев. Сейчас я понимаю, что у отца была врождённая интеллигентность, которая не воспитывается вузами, книгами, а даётся от природы и не истребляется ни профессиональными стрессами, ни годами. Он уважал людей, всех. Никогда я не слышала от него оценок поступков или качеств коллег (даже на прямой вопрос о явной несправедливости он старался ответить, сохраняя объективность, без эмоций и не оценивая). Никогда я не слышала от него техникумовских сплетен, в нашем доме этого не было. Он умел найти общий язык со всяким.  Даже с разнообразными закоренелыми филологами, со своими регалиями, апломбом, профессиональными предрассудками он умел быстро выстроить отношения, найти общие  темы и вызвать у них искреннее уважение. За терпением отца скрывалась настоящая мужская сила -  надёжность. Я всегда была абсолютно уверена в его понимании и поддержке.

Может быть, благодаря этим качествам (не только практическому опыту) отец успешно работал со стройотрядами. Первый был ещё в 1974 г. Потом он стал командиром знаменитого стройотряда Строительного техникума «Зодчий». В доме появились форма, значки, шевроны, новые люди и новые слова («бойцы», «построение», «ударник стройотрядовского движения», «Всесоюзный студенческий отряд»). Несколько лет подряд в первой половине 80-х тесно связаны в жизни отца с этим движением. Отряд «Зодчий» побеждал в соревнованиях стройотрядов.  В 1983 г. отца наградили Почетной грамотой за активную работу  по формированию отряда «Зодчий» и хорошую организацию политико-воспитательной работы.

При всем миролюбивом нраве папа был командиром ДНД Строительного техникума, а в его Трудовой книжке много поощрений и наград, связанных именно с этой деятельностью. Благодарности:  за общественную работу – командир ДНД (1980 г.); за безупречное выполнение служебного долга и примерную дисциплину (1983 г., Октябрьское РОВД г. Петрозаводска). Почетные грамоты МВД КАССР: за активное участие в обеспечении охраны общественного порядка (1982 г.); за активное участие в охране общественного порядка, предупреждение и пресечение правонарушений (1986 г.).

Иные времена пришли в конце 80-х. Не только техникум искал новые пути, но и преподаватели, под влиянием новых надежд и иллюзий, пытались найти себя в проектных фирмах. Осенью 1991 г. и папа ушёл переводом на работу в должности заместителя председателя по капитальному строительству в проектно-строительный кооператив, но летом 1994 г. вернулся в Строительный техникум. 

В 1994-1995 уч. г. преподавательская нагрузка отца состояла из прежних дисциплин и видов работы: дневное отделение – ТОСП (с лекциями, практическими занятиями, консультациями и экзаменом), технологическая практика, курсовое проектирование, дипломное проектирование, рецензирование; заочное отделение – дипломное проектирование. Но не эта работа стала в те годы главной. Папа был принят в Строительный техникум по основной должности заместителя директора по АХР. Что такое зам. по АХР в образовательной организации во второй половине 90-х, в преддефолтное время, во время дефолта? Нужны ли разъяснения? Постоянные, бесконечные авралы. Радости уже не было никакой. Помню, как папа возвращался домой совершенно измотанный и сразу молча ложился. В 1998 г., после очередного аврала в техникуме, на этот раз пожара, который ему пришлось тушить лично, папа поздно вечером, возвращаясь с работы, упал с сердечным приступом на Первомайском проспекте. После этого всё закончилось очень быстро. С 1998 г. папа перенес 2 инфаркта и умер после 3-го 22 марта 1999 г. в возрасте 58 лет, проработав в техникуме в общей сложности 23 года 10 месяцев, до последних дней.

Коллектив Строительного техникума поддержал нас с мамой в самые тяжёлые дни после смерти отца. Сотрудники техникума выстроили почетный караул с траурными повязками во время гражданской панихиды, взяли на себя организацию поминок. Помню, с каким искренним чувством А.И. Робонен провожал отца, как Н.А. Самсонова водила меня по музею и рассказывала об отце, показывала его фотографии, макеты. Как говорила бывшая студентка о том, что мой отец умел объяснять сложный материал доступно, очень доброжелательно, помог ей лично. Спасибо Вам всем, и простите, что не смогла в те дни выразить свою благодарность публично.

Уважаемые сотрудники и выпускники Строительного техникума! Прошу Вас, пишите о своих учителях, коллегах, одногруппниках, родных и близких. Пишите обо всём добром, что сохранила память, о чувствах и судьбах, потому что они – главное. Не регалии, не чины, не технологии, а тот след, который оставляем мы в душах друг друга. Пишите всё о том хорошем, что знаете только Вы, каким бы незначительным это ни казалось, чтобы не возникло даже соблазна, пусть по ошибке и без всякого умысла, бездумно оскорбить пренебрежительной фразой память человека, который не может уже ответить, чтобы не превращались поиски  исторических фактов в борьбу за место в музее и право распределять всех по ранжиру.

Я написала, как смогла: не в том формате, в каком написаны прежние статьи к 75-летию Строительного техникума, но искренне и с большой любовью. Сами строители написали бы лучше. А у меня получилась семейная история – история, в частности, и о том, как жили-были два инженера-строителя и вырастили они… филолога. Филолога, который уж никак не мог быть связан со Строительным техникумом, но какими-то случайными тропами пришел всё к тому же общему источнику. А может, и нет ничего случайного, всё правильно сложилось. В юбилейный для Строительного техникума год появилась и у меня, филолога, возможность отдать долги техникуму, поблагодарить людей, связанных с его историей, а значит, и моих родителей.

Думаю, мои родители хотели, чтобы я стала инженером, как они; сознательно или нет, но сделали так, что с детства меня окружал мир этой профессии. Первые научные издания в семье – не словари, а учебники по теоретической механике, высшей математике, инженерным дисциплинам, технические справочники и т.п. Первые термины в домашней речи далеки от филологии, но зато наглядно представлены в реальной жизни нашей семьи: кульман, инженерная готовальня, логарифмическая линейка, теодолит, нивелир, тубус (для чертежей), ватман, ватман, еще раз ватман и калька (во всех углах). Постоянные объяснения: где какие коммуникации проложены в городе, почему на старых коммуникациях в центре лучше не строить, как удобнее и безопаснее провести электропроводку в квартире, какой конструкторский секрет скрывается под мостом через Лососинку, какой класс бетона использовался в таком-то строении, почему блочные дома теплее панельных, какие перекрытия и почему в нашем доме, почему эркеры вошли в моду, домами какой серии застраивается Кукковка, по каким СНиПам проектируется лестничный пролет… И всё-таки я стала филологом, но филологом, который хорошо понимает, кому мы должны быть благодарны за отстроенный город, что День строителя – очень важный праздник, что одна из самых достойных профессий – инженер-строитель.

Автор текста Наталья Эдуардовна Фаликова

Администрация техникума поздравляет Антонину Ивановну Фаликову (Икконен), выпускницу Петрозаводского строительного техникума1962 года, с 80-летием.

Здоровья Вам, Антонина Ивановна!

Благодарим Наталью Эдуардовну Фаликову, методиста техникума, за добрую и искреннюю статью о своей семье и Петрозаводском архитектурно-строительном техникуме.

Фотографии из семейного архива Фаликовых